МАК в работе с дошкольниками

Метафорические ассоциативные карты это чудесный, бережный, работающий инструмент в исследовании, коррекции, профилактики, развитии дошкольников.
Дошкольный возраст-это период открытий, достижений, сензитивный период для приобретения умений и навыков. Но наряду со всем этим он наполнен кризисными этапами. Дети в этом периоде еще не знаюткак правильно или безопасно для себя и окружающих, вести себя в той или иной ситуации и они пробуют…. Пробуют, как могут, как у них получается… Дошкольное детство своего рода первый порт в путешествии длинною в жизнь, где ребёнок словно маленькая лодочка, учится плавать. И на ее пути встречаются и радости и трудности.
Дошкольное детство волшебное время, все дети любят и принимают сказки, сказочные истории, а если она сопровождается еще и картинкой, то она в тысячу раз интереснее.
Используя с детьми МАК, мы будто играем в их игру, со своими правилами, используя метафоры(ведь сказка-это и есть своего рода метафора), дети не ставят непробиваемые барьеры, и погружаются в процесс, а изменения не заставляют себя долго ждать…
Техника«Кто спрятался?» (от 1,5 усложняя до 6,5 лет )
Цель. Развитие внимания, памяти.
Материал: кусок ткани или платочек, карты животных или сказочных героев (можно из серии «Волшебный сундучок»)
Показать ребёнку карты. Спросить кто изображен на картинках, чтобы потом не было такого казуса,что на самом деле он просто не знал кто это. Много можно сразу и не брать. Разложить на столе начиная с 2-х картинок. Пусть ребенок посмотрит на них и запомнит. После необходимо собрать карты, одну положить под платочек. Другую карту положить в открытую (ВО).
ПСИХОЛОГ: Кто спрятался от нас под платочек?
И далее можно усложнять добавлять другие карты обыгрывая, что к нам в игру хочет например: курочка.
Техника«Найди такую же карту»( 1,5-4 года)
Цель. Развитие внимания, памяти.
Материал: парные карты животных, предметов или сказочных героев.
Знакомим ребенка с картами(без пар), называя их. Потом обязательно показываем пример. Кладем две одинаковые карты и третью другую, проговариваем, что две одинаковые, а эта другая. Убираем одинаковые, докладываем ещё 2 разные карты. Ребенок смотрит на них, можно проговорить кто или что изображено. Предлагаем четвертую парную третьей и просим найти такую же. Обсуждаем что у них одинаково.
Техника«Кошечка наелась» (1,5 -3г)
Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности движений.
Материал: карты эмоциональных кошек.
Сказка про то, как жила кошка с котенком, а котёнок любил кушать рыбку. Мама кошка ходила в магазин за рыбкой. Котёнок ждал маму кошку был голодный, хотел кушать и был грустный- грустный. Мама кошка приходила и приносила ему рыбку, он радовался и кушал рыбку. Сладко засыпал.
Найти среди трех эмоциональных картинок если сложно, то сразу показать грустного котёнка. Изобразить его. Так же найти, или показать весёлого котёнка.
Техника«Радость» (2,5 –нет ограничений)))
Цель: развитие эмоциональной сферы, снижение тревожности, ресурсное упражнение, развитие воображения.
Материал: карты ЭККО, краски гуашь или карандаши, бумага.
Маленькому ребенку сложно правильно расшифровать метафорический рисунок радости с ходу, но мы можем ему помочь, поговорив, или приведя примеры радости(солнце, море, конфеты, мама, торт, ёлка дед мороз ) нужно понять на чем он остановится, на что ребёнок отреагирует. Помочь, если ему сложно, выбрать карту о его радости, проговаривая ее, рассмотреть ее, заметить какие цвета на ней, найти такие же баночки (желательно черный цвет убрать). Положить карту в центр листа и начать от нее дорисовывать весь лист.
Примечание: маленькому ребенку нужно помогать, и карту держать, следить, что бы не намазал ее,(для таких занятий хорошо иметь пластмассовое стекло, чтобы накрыть карту.) ребёнок может рисовать руками и кистью, и карандашами, и губками. Главное процесс.
Для исследования и коррекции личности ребёнка, его состояний, отношений к миру, взаимоотношениям в семье, можно использовать разные проективные методики вместе с МАК.
Так же за основу диагностики вы можете взять сказки доктора Луизы Дюсс.
Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он может быть использован в работе с детьми, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.
Но я вам покажу свой вариант выявления и коррекции страхов.
Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.
Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.
Необходимо иметь в виду следующее.
Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не носит навязчивого характера. Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на это следует обратить внимание. Избегание сложных ситуаций в жизни – это возможный признак неуверенности и страха.
Техника«Что он боится?» (3-6,5 лет)
Цель: диагностика и коррекция страхов.
Материалы: любая колода карт на выбор МОНСТРИКИ ЧУВСТВ, ИЗ СУНДУКА ПРОШЛОГО, ПЕРСОНИТА, САГА, МИФЫ и др. плюс колода ЭККО, бумага карандаши.
Психолог предлагает ребёнку послушать сказку, и помочь ему ее досказать и сделать для нее иллюстрацию из карт. Начинает рассказывать сказку о мальчике или девочке, или существе который жил в своём мире, но очень похожий на наш с машинами и городами, с детскими садами и магазинами…
«Жил(а) был(а) мальчик(девочка) существо(название) далее N,
Выбрать карту для N
каждое утро он ходил в детский сад вместе
(здесь психолог просит ребёнка помочь рассказать)________
Выбрать карту для того с кем ходит в сад (что бы ребенок не чувствовал себя одиноким когда будем выбирать страх)
Nнравилось ходить в садик?________N ходил в садик, а потом возвращался домой где были____________________
Выбрать карты тех кто был дома(чтобы ребенок чувствовал себя защищенным) и думал о том, что он сильно боится____________________
И вот здесь начинается коррекция….
Выбрать кату страха(экко для того чтобы конкретно не визуализировать ребёнку страх, что бы это проходило больше на уровне чувств)
Пусть ребенок кладет карты там, где сам считает нужным.
Варианты коррекции: 1. Пожалеть страх ….Все абсолютно все чего-то боятся и страх тоже (это принятие себя в страхе, снятие чувства вины).
Вопросы: Чего или кого боится страх? (можетне пройти). Если идет…выбрать карточку того чего боится страх. Что чувствует страх, когда это появляется? Каким он становится(маленьким, смешным, сморщенным, без движения и др.) Когда он такойN его жалко? Что чувствует N когда страху плохо? Что N хочется, чтобы со страхом случилось? Что можно сделать?
Вариант 2. Высмеять страх.Страх боится когда над ним смеются. Здесь возможно рисование. N становится сам волшебником, или находит волшебный предмет для того, что бы превратить страх во что-то смешное. Можно выбрать карту волшебного предмета. Можно придумать заклинание. Вопросы: Во что можно превратить страх? Что ему можно добавить?(смешныеуши, хвост поросёнка, глазки уменьшить до бусинок и др.
Вариант 3. Поиск союзников (защитников) в борьбе со страхом. Этот вариант возможно совмещать с другими. Предлагается посмотреть на те персонажи, которые лежат с начала сказки(скорее всего это будут родители и бабушки с дедушками).
Вопрос: Кто может выступить твоим помощником в борьбе со страхом? (Это тоже диагностично, к кому большее доверие) Им тоже можно найти волшебный предмет, который они будут использовать в борьбе или высмеивании страха.
В конце N может найти (директивно подложенный психологом) какой-то амулет, свиток, вещь которая будет означать награду и символизировать Смелость и победу.
Важно спросить как себя сейчас чувствует N? Радостно ли ему, чувствует ли он как проснулась в его теле смелость, какого она цвета, где она проснулась, можно заякорить это состояние.
Работа с картами Морена: (4-6,5 лет)
Проблематика: нарушения взаимоотношений в семье, сиблинговые взаимоотношения, свое собственное мироощущение в семье, в детском коллективе.
Техника«ЛИНЕЙКА ЭМОЦИЙ»
Цель: первичная диагностика, определение проблематики. Предложить ребенку выбрать 3-4 карты из набора Морена и проранжировать их по линейке эмоционального состояния: грустно – весело, приятно – неприятно, чувство обиды – чувство удовольствия и т.п. Далее предлагаем ребенку определить, какая карта больше тебе подходит:
- Что на ней происходит?
-О чем мечтает?
-Что не нравится?
- Что хочется изменить?
Исходя из такого опроса можно предложить ребёнку выбрать карту персонажа, с которым он ассоциирует себя.
Пусть ребёнок расскажет его историю, можно помочь вопросами:
Где живет? (у реки, за горой, в племени, и др..) С кем живет? Чем занимается? С кем дружит? Кто с ним дружит? С кем он не дружит? Кто с ним не дружит? Как не дружит? Какое у него настроение? Бывает ли плохое настроение, бывает ли ему плохо? Как плохо, грустно? Когда ему грустно, кому еще грустно, кому весело, кто этого не видит? Что можно, сделать что бы ему было весело? Что он сам может сделать, чтобы ему было весело? Кто может помочь ему найти радость? И тогда какое настроение станет у него?
По ходу вопросов и ответов могут доставаться новые карты. В конце так же можно заякорить хорошее чувство в теле.
Техника «У меня все получится» (4-6,5 лет)
Цель: помочь ребёнку поверить в свои силы, поддержка, подбадривание.
Ребёнку предлагается найти карту, где изображён туземец, который ничего не хочет делать и у него ничего не получается (карты должны быть заранее отобраны с насекомыми муравьями бабочками и т.д.)
Расскажи про него. Где живет? С кем живет? Вытягиваются карты: С кем живет? Чем он занимается? (можно помочь предложить охотой рыбалкой и т.п.) Много ли ему приходится это делать? Трудно ли это? если ответ: что все хорошо, то спросить, что ему не нравится делать, что не хочется, что трудно? Что получается, что не получается? Или Как получается? Кто больше всего расстраивается когда не получается? Как расстраивается? И тут мы обращаем внимание на муравьишек, которые бегают по карточкам. Они то и выступят в роли поддержки. Смотри муравьи очень трудолюбивые и всегда поддерживают тех кто трудится.
Фразы - решения: Мы рядом, мы поддерживаем тебя. Ты молодец. У тебя все обязательно получится. Мы помним у тебя уже получалось. Мы всегда будем рядом!!!
Как меняется настроение у героя? У него становится больше сил? Он знает, что он не один. Он рад? Кто еще рад?
Техника «Корзинка»
Цель: предлагаются способы переориентирования с негативного поведения на позитивный.
Материалы: Карты со сценами агрессии.
Задание представляет собой картинку, изображающую сцену насилия. Игрок, вытянувший картинку, получает от ведущего задание, в ходе выполнения которого должен так изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста. Например, участник вытянул картинку, изображающую драку двух мальчиков, и продемонстрировал ее всем играющим; ведущий тут же дает ему задание: что надо сказать, чтобы ребята помирились? Участник отвечает: «Предложить им сыграть в футбол» – и передает ход следующему игроку. Когда очередной игрок не сможет быстро придумать решения, настанет его очередь тянуть задание из корзинки, а предыдущий игрок сделается ведущим.
Преимущества игры в том, что в нее можно играть вдвоем с ведущим и небольшими группами, она увлекательна и может продолжаться достаточно долго. Игра может выполнять функцию разминки в ходе большого тренинга.
Техника «Королева Злость и король Гнев и жители их города» (4-6,5 лет)
Цель: исследование, осознание чувств и эмоций которые человек испытывает столкнувшись с чужой злостью и гневом.
Материалы: бумага, карандаши, карты персона, выборочные карты СТИХиЯ… и Монстрики чувств.
Ребёнку рассказывается небольшая история. В одной сказочной стране, в одном прекрасном городе жили удивительные жители, но была и беда там. Правили этой страной король по имени Гнев и королева по имени Злость. И правили они так же как и назывались со всей своей злостью и всем своим гневом.
Далее ребёнку предлагается выбрать карту короля и королевы. После с ребёнком проводится беседа о гневе, злости о их проявлении, возможно поиск их в своем теле. Далее ребёнку предлагается найти для короля и королевы из колод подданных...важно поговорить о том что они живут рядом с королем и королевой, служат им, как им хорошо у таких королей живется, какое у них настроение, чувство может быть (можно не называть их названия а говорить о их обязанностях) повара, уборщицу, камердинера, официанта, прачку, садовника. Когда карты выбраны можно брать по одной и представлять о его чувстве (грусть, обида) можно сравнить их чувства с эмоциями «Монстриков чувств» вытаскивая соответствующую карту монстрика. Важно пожалеть этих подданных. И здесь ребёнка можно спросить, как помочь подданым(слугам), чтобы они перестали быть грустными? Ответ может быть убить короля и королеву. Уловка для ребёнка такая: если их убить или заточить в башне, то те кто это сделал сами такие злые становятся. Значит нужно превращать)) Из подданых выбирается самый смелый или на выбор ребёнка находится новый герой который готов сходить к живому источнику и набрать Воды доброты и радости. На бумаге рисуется этот источник. Про героя беседуем, что он какой? Смелый, добрый, веселый, и др. когда герой набрал воды повар налил им ее в кувшин и дал выпить Королю с королевой они тут же изменились. Ребёнок говорит какими они стали, и как изменятся теперь жители… можно выбрать им другие карты.
Примерный алгоритм создания техник
|
ВОПРОСЫ ПО НЕМУ |
|
ВОПРОСЫ К ДЕЙСТВИЮ, СОЫТИЮ |
|
Герой |
|
Другие герои |
|
Дейстdие-бездействие героя(тема) случай, ситуация |
|
Связь, вопросы об этом |
|
Действие (интервенции) и/или поиск ресурса |
|
Заключительная картинка. |
|
РЕФЛЕКСИЯ |
|
ВОПРОСЫ |
Запись на консультацию: психолог Елена Боград +7 (953) 429-45-90; скайп: live:bgrad.elena
Я работаю с Душой!

info@seminary-treningi.ru
Skype: live:bgrad.elena
ул. Демидовская 56/1, комната 314
Пн - Вс с 9:00 до 20:00












Комментарии ()
Здравствуйте. Вы можете авторизоваться на сайте через:
YandexVkontakteGoogleНаписать комментарий