Четыре персонажа
Проективная графическая методика для взрослых - "Четыре персонажа" .
Как увидеть и услышать то, что взрослый или ребенок бессознательно скрывает не только от вас, но и от самого себя?
Можно воспользоваться проективной методикой «Четыре персонажа» в целях психодиагностики и оказания дальнейшей психологической помощи самостоятельно. Возможно, что поняв свои проблемы, вы сможете без труда избавиться от них, изучив и проанализировав особенности своей собственной личности.
Методика "Четыре персонажа" может быть использована не только в индивидуальном, но и в семейном консультировании. В этом случае надо предложить нарисовать в виде четырех персонажей не только себя, но и других членов семьи (супруга, детей, родителей). Затем можно сравнить и обсудить полученные рисунки по принципу "я — в своих глазах" и "он — моими глазами".
Инструкция: "Изобразите себя в образах четырех персонажей — растения, животного, неодушевленного предмета и человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а хотим лучше понять Вас и Ваши переживания. Рисунок человека не обязательно должен быть Вашим автопортретом — Вы можете изобразить человека любого пола и возраста, в любом историческом времени. Главное — чтобы он наилучшим образом выражал важные для Вас особенности".
При обсуждении задания необходимо задать вопросы "Что это такое?" и "Что общего между Вами и этими персонажами?".
Напоминаем, что самое значимое изображение окажется наиболее крупным по линейным размерам, усиленный нажим или штриховка связаны с тревожностью относительно тех или иных деталей рисунка.
Краткая интерпретация основных типов рисунков, которые чаще всего встречаются в нашей практике. В качестве наиболее существенных признаков самого себя люди обычно выделяют:
1) Особенности личности, черты характера;
2) Пристрастия и интересы ("люблю спорт", "ненавижу жадность");
3) Психические состояния (печаль, страх, надежда и т. Д.);
4) Описание ситуаций, в которых человек оказался ("меня все бросили", "обманули", "это несправедливо").
Заметим, что изображение по типу 1) и 3) есть результат обращения к самому себе, описания того, "какой я", а описания по типу 2) и 4) смещают центр тяжести во внешний мир, на внешние объекты, отношения к человеку других людей. Человек, избравший способ самопредъявления по типу 2)/4), мыслит себя как результат действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием или отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ самопонимания сам по себе является источником психологических проблем.
Самовосприятие людей по типу 1)/3), наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее состояние и распространяет его на внешний мир. Такие люди не считают, что изменение внешней обстановки или окружения может им чем-то помочь, поскольку не связывают свои состояния с внешними стимулами. Иногда подобная избирательная "слепота" сама по себе служит источником препятствий на пути к самопознанию, поскольку такие люди отказываются от из-менений внешней обстановки и среды. Более того, само начало активных действий они связывают с тем моментом, когда какое-либо состояние у них "пройдет". Это чрезвычайно затрудняет для них выход из кризисных ситуаций, так как они занимают пассивно-выжидательную позицию, считая улучшение своего состояния функцией не своих действий, а, скорее, времени ("время — лучший лекарь"), не хотят видеть связь между собственными переживаниями и внешними событиями, воспринимая свои эмоциональные реакции, в лучшем случае, как независящие от них "особенности организма".
1. Домашние животные.
Выбор их для самопредставления свидетельствует о тенденции "приручить" свою жизненную энергию. "Собака"— тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением.
"Кошка"— потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному.
"Птицы в клетках" и "рыбы в аквариумах"— тенденции к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своей витальности, нередко с оттенком самолюбования.
"Корова"и другие "полезные" животные, служащие источником питания — отождествление себя с ролью "кормильца" или "кормилицы", стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих с ощущением вины, в роли должников (часто неосознанное).
"Вьючные животные"— при негативном отношении к персонажу — "на мне все ездят".
Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий за это. При позитивном отношении — восприятие свой витальности и телесности как источника энергии и силы.
2. Дикие животные.
Их образы могут быть выбраны по разным основаниям.
Выбор конформного** образа.Например, "голубь — символ мира, а я очень добрый человек".
Это свидетельствует об отказе от исследования проблем, связанных с собственной витальностью.
Выбор "презираемых", подземных и ночных животных— представление о витальности как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе (мыши, крысы, черви, пауки и др.).
Опасные животные (скорпионы, волки и др.),символизирующие угрозу жизни для человека, — восприятие своей витальности как непредсказуемой, угрожающей. Тенденции к самоподавлению.
Животные, символизирующие силу, власть или особые способности (слоны, львы, орлы и др.)— восприятие своей витальности как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.
Животные — сказочные героии нтерпретируются в соответствии с тем пониманием роли персонажа, которое есть у человека.
3. Стилизованные и фантастические животные
— персонажи книг и мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка, Микки Маус и т.д.) — отказ от анализа проблем своей витальности.
4. Изображение конкретных животных, принадлежащих человеку.
Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.
РАСТЕНИЕ.
В общем случае этот персонаж отражает отношение человека к процессу своего развития, роста и его отдельным фазам; способность использовать ресурсы, имеющиеся в наличии, без необходимости смены ситуации (растение не способно к передвижению); степень привязанности к собственному прошлому (растение с корнями или срезанное).
1. Выбор конформного символа("береза — символ женственности", "мимоза — мой любимый праздник — Восьмое марта"). Отказ от анализа проблем своего развития и личной истории.
2. Комнатные растения в горшках — отрицание возможности выхода из конкретной семейной, чаще всего — детскородительской, ситуации.
3. "Полезные" растения (овощи, фрукты, продукты питания)— идентификация с ролью "кормильца" или "кормилицы".
4. Букет в вазе — интерпретируется в зависимости от отношения человека к изображаемому ("бедные растения, сорвали, скоро они увянут" или "прекрасный букет, который принесли мне в подарок"). Может отражать отношение человека к перемене ситуации ("отрыву от корней"), выходу из детско-родительских отношений.
5. Деревья с висящими плодами — отождествление с родительской ролью и желание "остановить" процесс отделения своих детей.
6. "Колючие" растения (кактус, чертополох и др.)— агрессивные тенденции, восприятие своего развития как наращивания средств обороны от мира.
7. Растение без верхушки — чувство неопределенности будущего.
НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ.
В общем случае символизирует то, что лишено признаков витальности с точки зрения человека, "не может умереть", выражает стабильность или является предметом потребности. Иногда в качестве дополнительного вопроса можно предложить представить этот предмет живым и описать его жизнь. Неодушевленный предмет может символизировать то, что человек связывает с переживаниями стабильности и определенности в себе. С предметом также может связываться символ постоянства и верности, поскольку он не может "бросить" владельца по своей воле.
ЧЕЛОВЕК.
Если человек изображает себя персонажем иного пола, возраста или исторической эпохи, то это свидетельствует о наличии таких его особенностей и потребностей, которые не находят отклика в его нынешней ситуации.
Напомним, что во всех случаях необходим опрос испытуемого для уточнения значений рисунков.
Понять своего ребёнка, решить сложные вопросы и выработать верную тактику воспитания вам поможет консультация детского психолога нашего центра.
Комментарии ()
Здравствуйте. Вы можете авторизоваться на сайте через:
YandexVkontakteGoogle