Сообщество профессиональных психологов в Туле
Консультации психолога онлайн и в офисе
Психологическая помощь: индивидуальные и семейные консультации, для супружеских пар, для детей и подростков. Системные расстановки. Тренинги. Супервизии. Наставничество и обучение для психологов.

Здравствуйте. Вы можете авторизоваться на сайте через:

YandexVkontakteGoogle

Сказки в нашей жизни

Все дети и сейчас многие взрослые, смотрят и читают сказки. Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных сказочных историй.

Виды сказок бывают разные, сказки про животных, волшебные сказки, бытовые сказки.

Сказки про животных

Если рассмотреть сказки о животных, то можно увидеть, что они тоже разделяются на сказки о диких и домашних животных. В таких сказках образ животного представлен не как типичное животное, а как животное, наделенное человеческими чертами, что делает образ понятным, живым, интересным, наполненным определенным смыслом.

Сказки о животных по построению могут быть самыми разными. Например, кумулятивными.

Сказки, подбираются по принципу сюжетной связи, где встречаются одни и те же герои, просто в разных обстоятельствах. Часто герои сказочных историй имеют имена в уменьшительно-ласкательной форме (Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик, Лягушка-Квакушка и так далее).

Или это цепочная сказка, которая основывается на многократном повторении какого-то звена для лучшего запоминания детьми (Русские сказки: Репка, Колобок, Теремок, 3 Медведя. Американские сказки: Пряничный домик).

Волшебные сказки

Основная характерная черта такого вида сказок – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. И это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству. Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Структура сказки обычная – зачин, основная часть и концовка.

Бытовые сказки

Повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры, в них высмеивается отрицательные качества человека, через юмор, сатиру, смех, иногда волшебство. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Часто в таких история рассматриваются отрицательные качества богатого сословия и положительные качества представителей народа. Возможно, на написание такого вида сказок повлиял тот факт – что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества.

Типы сказок

Народные сказки

Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен, по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой.

Авторские сказки

Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише. Еще одной особенностью этого жанра является то, что она может быть прочитана на разных возрастных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль.

Какая бы сказка ни была - она обязательно чему-то учит. Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей.

Терапевтические сказки для детей

Основной принцип «волшебного воздействия» сказки заключается в следующем. Дети понимают язык сказок лучше, чем нравоучения или нудные объяснения взрослых.

Возможности этих сказок безграничны – начиная от простых проблем (чистить зубы, убирать игрушки) и заканчивая морально-этическими понятиями (что такое добро и зло). Прекрасно сказка объясняет и учит опыту поведения в конфликтных ситуациях. Сказкой можно работать со всеми детскими возрастными страхами (темнота, чудовища, насекомые, смерть). Весь свой жизненный опыт, все моральные принципы и взгляд на жизнь родители могут донести ребенку при помощи сказки.

Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы можете стать ближе и будете лучше понимать друг друга. Они не только развлекут, но и помогут перевоспитать и отучить детей от самых разных вредных привычек, избавить от страхов, научить их более уверенному поведению, умению отстаивать себя, находить выход из сложных ситуаций.

Терапевтические сказки для детей должны отвечать определенным требованиям, чтобы они могли возыметь воспитательное действие и помочь ребенку:

    — Проблема, изложенная в сказке, должна иметь схожесть, но не полностью идентифицироваться с проблемой ребенка.

    — Предлагая детям выбор, зачастую новый, сказка должна оставлять за ними альтернативу в решении проблемы.

Как написать / создать терапевтическую сказку.

У каждой сказки есть: НАЧАЛО, СОБЫТИЕ 1, СОБЫТИЕ 2. КОНЕЦ

ШАГ 1:

Назовите героя - дайте ему имя, это может быть любой герой, как мы видели, сказки бывают разные. Героем может быть как корова, зайчик, представители флоры и фауны, так и волшебные герои. Имя может быть похоже на имя ребенка, но не быть ему идентичным. Кто еще станет героем сказки? Возможно, еще будут герои, чем-то похожие или объединенные сюжетом.

ШАГ 2:

Опишите героев - персонаж нашей сказки должен обладать теми же характерными чертами, что и наш маленький слушатель. Это сходство поможет ему отождествить себя с героем и подарит чувство, что если сказочный персонаж смог добиться чего-то — и он сможет! И жизненная ситуация должна быть похожей — те же члены семьи и домашние животные, схожий дом, увлечения, распорядок дня и другие жизненные детали.
Какой 2 герой или герои, какие у него есть отрицательные и положительные черты.

ШАГ 3:

Найдите, что есть общего у героев.

ШАГ 4:

Теперь подумайте: какую сложность вы хотите разобрать через сказку и помочь ребенку справиться с ней. Обдумайте проблему и опишите ее глазами ребенка. Очень важно понять, как она воспринимается с детской точки зрения, настроиться на волну чувств и переживаний вашего ребенка.

ШАГ 5:

Придумайте универсальные слова, с которых начинается каждая сказка.

ШАГ 6:

Изобразите описанное графически, если захотите, рисунки помогают удерживать интерес и любопытство ребенка.

ШАГ 7:

Каково же решение проблем, что ваш малыш будет воплощать в жизнь после завершения рассказа. Решение должно быть простым и доступным. Это может быть и усвоение новых навыков, обретение поддержки членов семьи и иных людей или осознание — что время может лечить. А может — просто другой взгляд на проблему.

Опишите событие 1

    - что сделали герои

    - что произошло с ними

Событие 2

    - что сделали герои

    - что произошло с ними

ШАГ 7:

Конец

    - что получилось после этого.

Придумываем счастливую историю.

ШАГ 8:

Прочтите историю. Что можно сказать короче? Какие слова повторяются?

ШАГ 9:

Еще раз прочтите историю.

ШАГ 10:

Придумайте название сказки, или ее Девиз

ШАГ 11

Настройтесь на сказку

ШАГ 12

Расскажите или прочтите сказку

ШАГ 13

Посмотрите, как ваш ребенок воспринимает, реагирует, ведет себя во время сказки. Если ему интересно, он сосредоточен на происходящем — вы на правильном пути. Но если ему скучно, значит что-то пошло не так и это нужно менять.

Можете задать ему вопросы, попросить его помочь вместе придумать. Можете использовать такие вопросы: «А как ты думаешь, чего он боялся?», «Как ты думаешь, что могло произойти?», «Что он думал об этом?»

Если вам сложно писать самим, вы можете использовать уже готовые сказки и читать их в разном возрасте и к разным ситуациям.

Книги:

    Лабиринт души. Терапевтические сказки (под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева).

    50 исцеляющих сказок от 33 капризов.

Онлайн консультация психолога
Онлайн расстановки по Хеллингеру

Комментарии ()

    Задать вопрос психологу БЕСПЛАТНО
    Х