Профессиональный центр психологической помощи.
Консультации психолога в Туле. Психолог онлайн.
Cеминары и тренинги в Туле
+7 (953) 429-45-90
info@seminary-treningi.ru Skype: bgrad94 ул. Демидовская 117,
кв. 101, код 1
Пн - Сб
с 9:00 до 21:00

Геносоциограмма семьи - метод психологической работы

Геносоциограмма – это запись информации о 3-4 поколениях семьи в графическом виде. Данная методика была предложена в 1978 году Мюррей Боуэном.

С помощью построения и анализа генограммы возможно исследовать собственную семейную историю и её влияние на нашу жизнь.

Необходимые сведения для построения генеалогического семейного древа

  • Возраст членов семьи в настоящий момент;
  • Даты рождения, смерти, диагноз умерших родственников;
  • Даты заключения браков, разводы, продолжительность отношений, в том числе гражданские;
  • Дети, возраст на момент развода или разрыва отношений;
  • Количество детей;
  • Аборты, выкидыши, прерванная или замершая беременность;
  • Приёмные дети, лоскутные семьи (дети от предыдущих отношений), опекунство, удочерение/усыновление;
  • Семейные тайны, измены, мифы и легенды в семье;
  • Разница в возрасте между супругами;
  • Вероисповедание, принятие, отказ или смена веры;
  • Смена фамилий и имен и при каких обстоятельствах;
  • Образование, статус, профессии, таланты, достижения;
  • Болезни, алкоголизм, игромания, наркомания;
  • Потери статуса, работы, материальные потери, физические увечья;
  • Суициды, изнасилования, насильственная смерть;
  • Дорожно-транспортные путешествия, несчастные случаи;
  • Переезды, эмиграция, ссылка;
  • Инцесты 1 типа: связь с кровными родными, 2 типа: между людьми которые стали родственниками в результате брака;
  • Заключения в места лишения свободы (тюрьма, колонии);
  • Участие в ВОВ и других военных действиях;
  • Работа на закрытых предприятиях, организациях;

Условные обозначения, используемые в составлении генограммы семьи:

О чем же может рассказать нам, казалось бы, сухая, структурированная схема семейного древа?

Пример из консультирования:

На консультацию обратилась семейная пара. В браке 22 года. Двое детей. Старшему сыну 19, дочери 17. Муж утверждает, что его жена ему изменила. Жена пытается убедить его в обратном. Всё началось со слов мужа 2 года назад: появилось недоверие в отношениях, напряжение, жена часто общается с коллегой по телефону, мало внимания уделяет мужу, часто ссорятся. Он требует признания в измене. Она считает, что общение с коллегой носит безобидный характер. Не понимает раздражения и изменения отношения мужа к ней.

Муж прямо на консультации раздражен, повышается давление, краснеет. Все оправдания жены тщетны.

При общении клиент поделился, что и в семье у его родной сестры муж гуляет, что мол судьба у нас несчастная у обоих такая. Также рассказал, что полгода назад хотел покончить жизнь самоубийством, пробовал лечь под поезд, но, слава богу, всё обошлось.

В своей работе с ними я предложила использовать метод семейной генограммы. При составлении этой работы, это была одна консультация, я сделала упор на работу с мужчиной, учитывая его состояние и исходя из запроса семьи. В процессе работы у клиента актуализировались его воспоминания, он рассказал, а я с его слов записала это в виде генограммы его семьи, что когда ему было 19 лет, (его сыну сейчас тоже 19), его отец изменил и принял решение уйти из семьи к другой женщине. А его жена (мать клиента) обвинила мужа в инициировании развода, настроила детей против отца, втянула уже взрослых детей в «травлю» и обвинения против отца. Семья распалась, а отец через некоторое время покончил жизнь самоубийством. Сам мужчина долгое время жил, не вспоминая эти тяжёлые для него события. И эту семейную травму он нёс внутри себя, не рассказывая об этом, пока его сыну не исполнилось 19 лет и его отношения с женой перестали его устраивать. Но он не хотел связывать события его прошлой жизни с нынешними событиями. Его травма нуждалась в «развязке» и желании, чтобы показать свою рану, чтобы получить заботу и поддержку, а с другой стороны он не хотел помнить об этом.

Изучая свою генограмму в ходе консультирования, он осознал причину своей вовлеченности в процесс измены его жены, зачем ему нужно было вновь пережить эти чувства. Во время обсуждения своей семейной истории клиент наблюдал свою собственную психику как бы со стороны, и, наблюдая, понимал и осознавал собственное поведение, а также, что от него зависит возможность контролировать и менять свое поведение. Во время работы со своей историей, он сам анализировал факты и повторения, которые он увидел.

Этот метод помог клиенту самому брать ответственность за изучение истории семьи, задавать вопросы возникшие в ходе работы терапевту, делать выводы, находить закономерности.

Сам терапевт в ходе работы помогает клиенту прорисовывать связи, задаёт вопросы и находится в роли свидетеля истории клиента, сопереживая, принимая и поддерживая клиента в его переживаниях.

Каждая семья функционирует по определенным законам и если эти законы нарушаются, то нарушения ведут к разным проблемам. Например, в этой семье произошло нарушение иерархии: дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей. В первую очередь, это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так: «Дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта». Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё.

Ещё одно нарушение: парентификация, сын не должен был следить за отцом, отчитывать его, учить, и осуждать его поведение. Термин парентификация произошел от английского слова «parents» - родители. В буквальном смысле это означает, что дети функционально становятся родителями собственным родителям.

В том, числе он занял его место и стал для матери, «функциональным» партнёром, защищающим её от обид и измены мужа. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребёнка в семье стал выше родительского. И он не пережил её в свои 19 лет так как ему хотелось бы (разрушение семьи, потерю отца), и поэтому вовлек себя в ситуацию переживания этой ситуации, но уже взрослым. Ситуация якобы измены жены, запустила его старую травму вновь.

В этой ситуации клиент столкнулся также с так называемым «синдромом годовщины», когда драматическая ситуация в его семье повторилась, в том же возрасте, когда клиенту и его собственному сыну было 19 лет.

Благодаря изучению своей семейной истории, пациент увидел, через анализ его генеалогического дерева, повторения его ситуации на уровне фактов и событий в настоящей жизни. И вместе с терапевтом через психодраму ему удалось развернуть эту ситуацию из прошлого и завершить ее иначе, так, что он смог получить новый эмоциональный, двигательный и телесный опыт.

Незаконченные задачи помнятся лучше, чем законченные, и могут долгое время обрабатываться в уме, обдумываться: что мы могли бы сделать тогда или сказать иначе. Если же задача закончена, то мы можем перейти к следующей и перевернуть эту страницу жизни.

Пересмотрев и пережив этот опыт иначе, клиент смог завершить внутри себя «незаконченную задачу» из прошлого и идти дальше, он смог выйти из отношений лояльности к маме и получить новое видение в отношении ситуации отца и своего поведения.

Из книги «Психогенеалогия» А.А.Шутценбергер: «Важность осознания того, как влияют на нас трансгенерационные связи, основана на констатации факта, что травма и «неоконченные задачи», которым не придавали значения или не довели до конца через завершение, хотя бы символическое, часто вновь проявляются в следующих поколениях-в форме неблагополучия, болезней (от французского «mal-a-dire»-«плохое, которое нужно сказать», трагических или преждевременных смертей, трагически заканчивающихся рискованных ситуаций или несчастных случаев.»

Если вы хотите поисследовать ваши семейные истории и посмотреть, как они влияют на вашу жизнь сейчас, то вы можете составить генеалогическое древо и сделать упражнение с ним.

Техника «Семейная хронология»

«Составьте список дат, фактов и событий, начинающийся с рождения ваших дедушек/бабушек и до настоящего времени.

Эта хронология должна содержать все даты и события, которые, по вашему мнению, объясняют, каким вы являетесь сегодня. Вы можете не знать точно, как определенные события воздействуют на вас сегодня, но если вы смутно чувствуете, что это влияло на ваше формирование, тогда запишите событие.

Например, семейное предание или миф могут быть не менее важны, чем просто даты рождения, смерти и браков, годы болезней, изменений в карьере, перемены школы, удач, неуспехов и т. д.

Разделите хронологию на 3 секции: семья матери, семья отца и семья, в которой вы родились.

Семья, в которой вы родились, начинается с даты и события, когда родители встретились в первый раз.

Если вы не знаете точно дату или факты, поставьте знак вопроса рядом с ними.

Когда вы закончите задание, напишите, пожалуйста, какие чувства оно у вас вызвало».

Подробнее методика работы рассматривается на тренинге Генограмма и история семьи, где вы сможете с помощью профессионального психолога освоить построение геносоциограммы и получить практический опыт, исследуя вашу личную семейную историю.

Комментарии ()

    Задать вопрос психологу БЕСПЛАТНО
    * Данный центр не оказывает медицинских услуг
    Х